Основные понятия
Банк – финансовая организация, основной деятельностью которой является хранение денег людей, компаний и выплат им за это определённых денежных сумм (процентов по вкладу). Банки также выдают людям деньги в кредит, на время, и за это банкам платят денежные суммы (проценты по кредиту).
Банкнота (банковский билет) – денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными банками.
Безналичные деньги – деньги на банковских счетах, которые служат для оплаты товаров, услуг или проведения денежных сделок без использования бумажных денег.
Бумажные деньги (банкноты) – деньги, изготовленные из бумаги, в противоположность, например, монетам.
Валюта – денежные знаки конкретного государства (группы государств) как в наличной форме (банкноты, монеты), так и безналичной (банковские счета и банковские вклады). Например, национальной валютой в Российской Федерации является российский рубль, состоящий из 100 копеек.
Вклад – денежный депозит, открытый в банке.
Деньги – денежные знаки в виде банкнот и монет.
Денежные знаки – знаки стоимости; замещают в обращении определённое количество драгоценных металлов. В виде денежных знаков выступают монеты из недрагоценных металлов (никеля, меди и др.), а так же бумажные деньги или банковские билеты.
Депозит — сумма денег, переданная банку с целью получения дохода. Банк проводит финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход.
Купюра — банкнота или ценная бумага.
Карманные деньги — деньги, выдаваемые ребенку на мелкие расходы (карманные расходы).
Монета — деньги, изготовленные из драгоценных металлов или металлических сплавов определенной формы (часто диска) и установленного веса.
Наличные деньги — валюта любой страны в виде банкнот или монет, которые служат для оплаты товаров или услуг.
Обменный продукт — любая вещь, которая участвует в обмене на другие вещи.
Товар — продукт произведённый для продажи.
Задачи по финансовой грамотности
Задача 1. Рассмотри достоинства монет. Поставь между монетами или группами монет знаки: <,>,=, сравнив количество денег в каждой группе.
— 1 рубль и 5 рублей;
— 10 рублей и 2 рубля;
— 1 рубль + 1 рубль + 2 рубля и 5 рублей;
— 5 рублей + 5 рублей и 10 рублей.
Задача 2. Карандаш стоит 9 руб., а ластик 5 рублей. На сколько карандаш стоит дороже ластика? Запиши равенство.
Задача 3. Расмотри рисунок. Сосчитай, сколько монет. А сколько это рублей?
Задача 4. В одном рубле 100 коппек. Запиши равенство, ответив на вопрос:»Сколько копеек в 2 рублях, в 3 рублях, в 5 рублях, в 7 рублях?.
Задача 5. Определи верную последовательность появления различных денег в истории развития человечества:
— Бумажные деньги, монеты, безналичные деньги.
— Монеты, бумажные деньги, безналичные деньги.
— Безналичные деньги, монеты, бумажные деньги.
— Бумажные деньги, безналичные деньги, монеты.
Задача 6. Запиши равенства для размена:
— банкнота номинала 500 рублей банкнотами номинала 100 рублей;
— банкнота номинала 200 рублей банкнотами номинала 50 рублей.
Задача 7. Школьников пригласили участвовать в опросе. Им предложили указать четыре самые главные причины, по которым человеку нужны деньги.
-25 человек ответили: для покупки продуктов, одежды, компьютера, оплаты дополнительного обучения;
-14 человек ответили: для покупки автомобиля, смартфона, продуктов, оплаты различных услуг;
-10 человек ответили; для покупки драгоценностей, техники, для оплаты медикаментов, путешествий;
-7 человек ответили: для покупки продуктов, подарков, одежды, оплаты развлечений.
Сосчитай, сколько человек принимали в опросе, и запиши в тетради соответствующее равенство. Как бы ты ответил на данный вопрос?
Задача 8. Расставь в порядке возрастания:
1) 1 руб., 2 руб., 10 руб., 50 коп., 150 коп., 1 руб30 коп.;
2) 1 евро, 1 цент, 2 евро, 50 центов, 2 евро 40 центов, 290 центов. ( 1 евро равен 100 центам).