Группа в vk – https://vk.com/clubrobototehnikov
Телеграм канал – https://t.me/robototekhnik
Пояснительная записка.
Программа «Образовательная робототехника» разработана с учётом требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Курс рассчитан на 4 года занятий, объем занятий – 1 класс 33 ч.; 2 – 4 классы по 34 ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися 1 – 4 классов (в расчете 1 ч. в неделю).
Предусмотренные программой занятия проводятся в группах по 14 человек, состоящих из учащихся нескольких классов одной параллели.
Актуальность программы:
- необходимость вести пропедевтическую работу в младшей школе в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей совершить плавный переход к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора младшего школьника и формирования основ инженерного мышления;
- отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие научно-технического творчества детей младшего школьного возраста.
Общеобразовательная робототехника – это инновационно – образовательный проект развития образования, направленный на внедрение современных научно-практических технологий в учебный процесс. В основе работы заложен принцип «от идеи к воплощению»: современные технологии, соединенные проектной и практико-ориентированной деятельностью с нацеленностью на результат.
Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности. Современные робототехнические системы включают в себя микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащены развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. При изучении таких систем широко используется конструкторы класса ПервоРобот, которые объединены в две творческие среды – конструкторы Лего с микрокомпьютерами RCX или EV3 (Lego WeDo) и компьютерные среды Lego Mindstorms Education EV3 2.0.
Микрокомпьютеры RCX и EV3 – программируемые кубики Лего, позволяющие хранить и выполнять программы, созданные на компьютере с помощью простых, но мощных графических средах программирования. Объединение конструирования и программирования даёт возможность интегрирования предметных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Инженерное творчество и лабораторные исследования – многократная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого ребёнка, что является мощным инструментом синтеза знаний.
Комплект LEGO Mindstorms — конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота. Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO Mindstorms, а также изучение основ автономного программирования и программирования в среде EV3-G.
Новизна программы заключается в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром научно-технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для младших школьников, у которых наиболее выражена исследовательская компетенция.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Программа предоставляет педагогам средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
- Развить словарный запас и навыки общения ребёнка при объяснении работы модели.
- Научить установлению причинно-следственных связей.
- Научить анализировать результаты и искать новые оптимальные решения.
- Научить коллективной выработке идей, упорству при реализации некоторых из них.
- Научить экспериментальному исследованию, оценке (измерению) влияния отдельных факторов.
- Развить логическое мышление.
- Научить писать и воспроизводить сценарии с использованием модели для наглядности.
- Показать систему межпредметного взаимодействия и межпредметных связей информатики, технологии, математики.
- Выработать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
- ознакомление с комплектами конструкторов Lego WeDo2, LEGO Mindstorms EV3;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms EV3;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества вколлективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы сразличными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
В процессе обучения используются разнообразные методы обучения.
Традиционные:
- объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый (или эвристический) метод;
- исследовательский метод.
Современные:
- метод проектов:
- метод обучения в сотрудничестве;
- метод взаимообучения.
Структура программы
Учащимся в возрасте от 7 до 10 лет предлагается двухуровневый образовательный комплекс с взаимосвязью учебных и досуговых занятий как групповых, так и индивидуальных.
Уровень первый «базовый» (1 – 2 классы) – познавательный, курс изучения простых машин, редукторов, основ робототехники, простое программирование, конструировании и создании роботов на основе конструктора Lego WeDo2.
Уровень второй (3 – 4 классы) – уровень углубленного изучения основ робототехники и освоения робототехники, применения законов механики и составления программ при конструировании и создании роботов на основе LEGO Mindstorms EV3.; усвоение знаний, умений, навыков на уровне практического и творческого применения.
Содержание программы (разделы).
Первый уровень.
- Введение в Lego WeDo2.
Правила организации рабочего места. Правила безопасной работы. Знакомство с Лего. История лего. Название деталей конструктора, варианты соединений деталей друг с другом. Практическое задание – сборка модели по замыслу. Исследование и анализ полученных результатов.
- Устройство компьютера.
Начальные сведения о компьютере. Внутренние и внешние устройства. Принципы работы компьютера. История развития компьютеров. Составные части ПК. Принципы работы ПК. Выполнение правил работы при включении и выключении компьютера, запуск программы.
- Конструирование и программирование.
Перечень терминов. Звуки. Экран. Сочетание клавиш. Программное обеспечение LEGO Education WeDo2
- Исследование механизмов.
Основные приемы сборки и программирования. Справочный материал при работе с Комплектом заданий. Основы построения механизмов и программирования.
- Волшебные модели.
Практические занятия. Модель механического устройства для запуска волчка. Модель двух механических птиц. В модели используется система ременных передач.
- Программы для исследований.
Исследование возможности программного обеспечения LEGO Education WeD2o.
- Забавные механизмы.
Конструирование и программирование различных моделей. Создание проектов. Подготовка и проведение выставки.
Второй уровень.
- Устройство компьютера.
Внутренние и внешние устройства. Внутренняя и внешняя память. Принципы работы ПК. Операционная система WINDOWS. Функциональные клавиши. ПР: Работа в среде Windows, отработка функциональных клавиш в приложении WordPad.
- Введение в робототехнику.
История робототехники. Примеры сконструированных роботов для выполнения поставленных задач. Соревнования роботов в России и за рубежом.
- Робототехника. Основы конструирования.
Основные устройства LEGO-робота. Содержимое конструктора Lego Mindstorms EV3. Основной блок управления, сенсоры и датчики, моторы.
- Программирование в среде EV3.
Рабочая среда LEGO EV3. Интерфейс программы. Основные команды. Способы подключения робота к программе. Базовые команды. Программирование роботов: включение/выключение и настройка двигателей.
- Простые модели роботов.
Разбор различных моделей роботов. Сборка моделей по чертежам. Отличительные особенности роботов. Возможности роботов. Достоинства и недостатки различных моделей
- Работы с использованием сенсоров.
Команды ветвления. Сенсор цвета, ультразвуковой сенсор, датчик касания. Управление роботом в зависимости от данных, полученных из внешнего мира.
- Роботы для участия в соревнованиях.
Конструирование и программирование роботов для участия в соревнованиях «Движение по линии», «Кегельринг», «Лабиринт». Подготовка и проведение соревнований.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения программы курса
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;
- формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя;
- формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.
- Личностные универсальные учебные действия:
- формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности;
формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения
Система контроля
Форма текущего контроля | Форма итогового контроля | |
Основные и внутренние и внешние устройства компьютера, принципы работы компьютера. Клавиатура. | Устный опрос по внутренним и внешним устройствам ПК, назначению клавиш в клавиатуре. | |
Операционная система WINDOWS. | Умение работать в WINDOWS – с окнами; с файлами и папками | |
Конструктор Lego WeDo2 | Устный опрос назначение основных деталей в конструкторе Lego WeDo2 | |
Модели конструктора Lego WeDo2 | Устный опрос об устройстве моделей, их возможностях и способах программирования роботов | Самостоятельная работа |
Устройство механизмов | Письменный опрос | Таблица данных |
Межпредметные связи | Таблица ЗУНов | Таблица ЗУНов |
Конструктор LEGO Mindstorms EV3 | Устный опрос назначение основных деталей в конструкторе LEGO Mindstorms EV3 | |
Простые модели робота | Устный опрос об устройстве моделей, их возможностях и способах программирования роботов | Самостоятельная работа |
Роботы с использованием сенсоров | Устный опрос о назначении сенсоров, об устройстве моделей роботов с использованием сенсоров, их возможностях и способах программирования роботов | Самостоятельная работа |
Роботы для участия в соревнованиях | Устный разбор моделей и программ | Проведение соревнования среди учащихся группы |
Ожидаемые предметные результаты реализации программы
У обучающихся будут сформированы:
- основные понятия робототехники;
- основы алгоритмизации;
- умения автономного программирования;
- знания среды LEGO Mindstorms EV3;
- основы программирования на EV3;
- умения подключать и задействовать датчики и двигатели;
- навыки работы со схемами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- собирать базовые модели роботов;
- составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;
- использовать датчики и двигатели в простых задачах;
- программировать на EV3;
- использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих многовариантность решения;
- проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.
Условия для реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие материально-технические ресурсы:
- наборы конструктора Lego WeDo2, наборы конструктора LEGO Mindstorms EV3 2.0.;
- программное обеспечение LEGO® Education WeDo2; Mindstorms EV3 ;
- компьютерная и вычислительная техника;
- аккумуляторы для микропроцессорного блока робота, типа АА;
- блок питания для аккумуляторов;
- разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы;
- комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумагу для таблицы данных
- специализированные поля для соревнований, рекомендованные производителем (размер не менее 2м x 2м);
- методическое обеспечение: авторские презентации, авторские обучающие пособия по конструированию и программированию, обучающие видеоролики.
Занятия проводятся в просторном классе (со свободным пространством 2х3 метра). Для каждого учащегося или группы должно быть организовано рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей. Необходимо выделить отдельный шкаф, большой контейнер или даже отдельное помещение для хранения наборов. Незавершённые модели можно хранить в контейнерах или на отдельных полках, также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем: | Кол-во часов | теория | практика |
1 год обучения | ||||
1 | Введение в Lego WeDo2 | 4 | 3 | 1 |
2 | Устройство компьютера | 4 | 1 | 3 |
3 | Конструирование и программирование | 4 | 2 | 2 |
4 | Исследование механизмов | 17 | 7 | 10 |
5 | Волшебные модели | 4 | 2 | 2 |
Итого часов по программе | 33 | 15 | 18 | |
2 год обучения | ||||
1 | Программы для исследований | 10 | 5 | 5 |
2 | Забавные механизмы | 20 | 10 | 10 |
3 | Подготовка и проведение выставки | 4 | 1 | 3 |
Итого часов по программе | 34 | 16 | 18 | |
3 год обучения | ||||
1 | Устройство компьютера | 2 | 1 | 1 |
2 | Введение в робототехнику | 3 | 2 | 1 |
3 | Робототехника. Основы конструирования | 4 | 2 | 2 |
4 | Программирование в системе EV3 | 2 | 0 | 2 |
5 | Простые модели роботов | 10 | 5 | 5 |
6 | Роботы с использованием сенсоров | 13 | 6 | 7 |
Итого часов по программе | 34 | 16 | 18 | |
4 год обучения | ||||
1 | Роботы с использование сенсоров | 13 | 6 | 7 |
2 | Роботы для участия в соревнованиях | 17 | 8 | 9 |
3 | Подготовка и проведение соревнований | 4 | 1 | 3 |
Итого часов по программе | 34 | 15 | 19 |
Учебно – тематическое планирование
1 год обучения | Введение в Lego WeDo2 (4 часа) |
1 | Правила организации рабочего места. Правила безопасной работы |
2 | Знакомство с Лего. История Лего |
3 | Название деталей конструктора, варианты соединений деталей друг с другом |
4 | Практическое задание – сборка модели по замыслу. Исследование и анализ полученных результатов |
Устройство компьютера (4 часа) | |
5 | Начальные сведения о компьютере. Внутренние и внешние устройства. Внутренняя и внешняя память. Принципы работы ПК |
6 | Операционная система WINDOWS. Введение в файловую систему. Клавиатура. Функциональные клавиши |
7 | ПР: Работа в среде Windows, отработка функциональных клавиш в приложении WordPad. |
8 | ПР: Работа в среде Windows, отработка функциональных клавиш в приложении WordPad. |
Конструирование и программирование (4 часа) | |
9 | Перечень терминов |
10 | Звуки |
11 | Фоны экрана |
12 | Сочетание клавиш |
Исследование механизмов (17 часов) | |
13 | Мотор и ось |
14 | Зубчатые колёса |
15 | Промежуточное зубчатое колесо |
16 | Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. |
17 | Датчик наклона. |
18 | Шкивы и ремни. |
19 | Перекрестная переменная передача |
20 | Снижение скорости. Увеличение скорости. |
21 | Датчик расстояния |
22 | Коронное зубчатое колесо |
23 | Червячная зубчатая передача |
24 | Кулачок. Рычаг |
25 | Блок «Цикл» |
26 | Блок «Прибавить к экрану» |
27 | Блок «Вычесть из экрана» |
28 | Блок «Начать при получении письма» |
29 | Маркировка |
Волшебные модели. Практические занятия (4 часа) | |
30 | Танцующие птицы |
31 | Танцующие птицы |
32 | Умная вертушка |
33 | Умная вертушка |
2 год обучения | Программы для исследований (10 часов) |
1 | Супер случайное ожидание. Лотерея |
2 | Управление с клавиатуры. Управление голосом. Джойстик |
3 | Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона |
4 | Все звуки. Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов |
5 | Все фоны экрана. Случайный выбор фона экрана. |
6 | Попугай |
7 | Обратный отчёт |
8 | Свистящий мотор |
9 | Хранилище |
10 | Случайная цепная реакция |
Забавные механизмы (20 часов) | |
11 | Обезьянка – барабанщица |
12 | Голодный гладиатор |
13 | Рычащий лев |
14 | Порхающая птица |
15 | Проект «Зоопарк» |
16 | Проект «Зоопарк» |
17 | Нападающий |
18 | Вратарь |
19 | Ликующие болельщики |
20 | Проект «Футбол» |
21 | Проект «Футбол» |
22 | Спасение самолёта |
23 | Спасение самолёта |
24 | Спасение самолёта |
25 | Спасение от великана |
26 | Спасение от великана |
27 | Спасение от великана |
28 | Непотопляемый парусник |
29 | Непотопляемый парусник |
30 | Непотопляемый парусник |
Подготовка и проведение выставки (4 часа) | |
31 | Выбор и подготовка моделей для выставки. |
32 | Защита проектов |
33 | Проведение выставки |
34 | Проведение выставки |
3 год обучения | Устройство компьютера (2 часа) |
1 | Дополнительные сведения о компьютере. Внутренние и внешние устройства. Внутренняя и внешняя память. Принципы работы ПК. |
2 | ПР: Работа в среде Windows, отработка функциональных клавиш в приложении WordPad. |
Введение в робототехнику (3 часа) | |
3 | История робототехники. |
4 | Примеры сконструированных роботов для выполнения поставленных задач. |
5 | ПР: с готовыми моделями роботов |
Робототехника. Основы конструирования (4 часа) | |
6 | Основные определения. Классификация роботов по сферам применения. |
7 | Детали конструктора LEGO. |
8 | Знакомство с блоком EV3, сервомоторами, датчиками. |
9 | Знакомство с блоком EV3, сервомоторами, датчиками. |
Программирование в среде EV3 (2 часа) | |
10 | Понятие среды программирования. Среда программирования EV3, основные особенности. |
11 | Создание программ в среде программирования EV3. |
Простые модели роботов (10 часов) | |
12 | Основные устройства LEGO-робота. Их назначение и роль в различных моделях. Виды деталей и элементы креплений в конструкторе LEGO. ПР: построение механического манипулятора. |
13 | Модель робота «Пятиминутка». Устройство и возможности робота. ПР: построение робота по схеме. |
14 | Введение в программу LEGO EV3-G. Интерфейс программы. Подключение робота. ПР: программирование робота «Пятиминутка» по готовой инструкции. |
15 | Команда «Движение». Настройка параметров. ПР: самостоятельное программирование робота «Пятиминутка» по указанной траектории с помощью блока «Движение». |
16 | Команды «Поворот» и «Разворот на месте». Настройка параметров. ПР: программирование робота для траекторий вида ВПЕРЕД-ПОВОРОТ-НАЗАД. |
17 | Модель «Робот-трактор». Устройство и возможности робота. ПР: Конструирование модели |
18 | Повторение команды «Движение», «Поворот», «Разворот на месте». ПР: программирование робота для движения по заданной траектории. |
19 | Понятие «Угол». Настройка параметров для поворота на точно заданный угол. ПР: программирование робота «Трактор» с использованием поворота на точно заданный угол. |
20 | Программа «Змейка». Устный разбор программы. ПР: программирование робота «Трактор» вдоль траектории «Змейка». |
21 | Подведение итогов. Самостоятельная работа: конструирование простого робота «Тележка» по инструкции и программирование его по заданной траектории. |
Работы с использованием сенсоров (13 часов) | |
22 | Повторение: виды сенсоров и их назначение. Ультразвуковой сенсор. Настройка параметров. Разбор программы: движение вперед, пока нет препятствия. ПР: Добавление ультразвукового сенсора роботу «Тележка». Программирование робота «Тележка». |
23 | Повторение: ультразвуковой сенсор. ПР: программирование робота-исследователь. Двигайся вперед, пока нет препятствия, в противном случае – поверни. |
24 | Повторение, закрепление материала |
25 | Сенсор «Цвет». Настройка параметров. Разбор программы «Красный цвет». ПР: добавление сенсора «цвет». Программирование робота «Красный цвет». |
26 | Сенсор «Цвет». Настройка параметров. Разбор программы «Красный цвет». ПР: добавление сенсора «цвет». Программирование робота «Красный цвет». |
27 | Разбор программы «Угадай цвет». ПР: программирование робота «угадай цвет». |
28 | Разбор программы «Угадай цвет». ПР: программирование робота «угадай цвет». |
29 | Программа «Простая радуга». ПР: программирование робота «двигайся вперед, определяя цвета». |
30 | Программа «Простая радуга». ПР: программирование робота «двигайся вперед, определяя цвета». |
31 | Сенсор цвета, как сенсор освещенности. Настройка параметров для распознавания черный или белый цвет. ПР: программа «движение вперед до черной линии». |
32 | Сенсор цвета, как сенсор освещенности. Настройка параметров для распознавания черный или белый цвет. ПР: программа «движение вперед до черной линии». |
33 | Сенсор цвета, как сенсор освещенности. Настройка параметров для распознавания черный или белый цвет. ПР: программа «движение вперед до черной линии». |
34 | Подведение итогов. Самостоятельная работа: конструирование простого робота с тремя сенсорами по инструкции и программирование его с использованием сенсоров. |
4 год обучения | Работы с использованием сенсоров (13 часов) |
1 | Повторение: ультразвуковой сенсор. ПР: программирование робота-исследователь. Двигайся вперед, пока нет препятствия, в противном случае – поверни. |
2 | Сенсор «Цвет». Настройка параметров. Разбор программы «Красный цвет». ПР: добавление сенсора «цвет». Программирование робота «Красный цвет». |
3 | Разбор программы «Угадай цвет». ПР: программирование робота «угадай цвет». |
4 | Разбор программы «Угадай цвет». ПР: программирование робота «угадай цвет». |
5 | Программа «Простая радуга». ПР: программирование робота «двигайся вперед, определяя цвета». Сенсор цвета, как сенсор освещенности. Настройка параметров для распознавания черный или белый цвет. ПР: программа «движение вперед до черной линии». |
6 | Понятие «Цикл». Разбор программы «Танец в круге». ПР: программирование робота «танец в круге». |
7 | Понятие «Цикл». Разбор программы «Танец в круге». ПР: программирование робота «танец в круге». |
8 | Робот для участия в соревнованиях «простой кегельринг». ПР: конструирование робота для кегельринга. Программирование робота. |
9 | Робот для участия в соревнованиях «простой кегельринг». ПР: конструирование робота для кегельринга. Программирование робота. |
10 | Робот для участия в соревнованиях «простой кегельринг». ПР: конструирование робота для кегельринга. Программирование робота. |
11 | Датчик касания. Настройка параметров. ПР: добавление роботу датчика касания. Программирования робота с использованием датчика касания. |
12 | Датчик касания. Настройка параметров. ПР: добавление роботу датчика касания. Программирования робота с использованием датчика касания. |
13 | Подведение итогов. Самостоятельная работа: конструирование простого робота с тремя сенсорами по инструкции и программирование его с использованием сенсоров. |
Роботы для участия в соревнованиях (17 часов) | |
14 | Разбор программы движение вдоль черной линии. Примеры готовых моделей роботов. |
15 | Разбор программы движение вдоль черной линии. Примеры готовых моделей роботов. |
16 | Разбор программы движение вдоль черной линии. Примеры готовых моделей роботов. |
17 | Движение вдоль черной лини с препятствиями. ПР: конструирование и программирование робота. |
18 | Движение вдоль черной лини с препятствиями. ПР: конструирование и программирование робота. |
19 | Движение вдоль черной лини с препятствиями. ПР: конструирование и программирование робота. |
20 | Разбор программы «кегельринг» с использованием черно-белых кегель. Примеры готовых моделей роботов. |
21 | Разбор программы «кегельринг» с использованием черно-белых кегель. Примеры готовых моделей роботов. |
22 | Разбор программы «кегельринг» с использованием черно-белых кегель. Примеры готовых моделей роботов. |
23 | «Кегельринг» с использованием черно-белых кегель. ПР: конструирование и программирование робота. |
24 | «Кегельринг» с использованием черно-белых кегель. ПР: конструирование и программирование робота. |
25 | «Кегельринг» с использованием черно-белых кегель. ПР: конструирование и программирование робота. |
26 | Разбор программы «Лабиринт» с использованием правила «правой руки». |
27 | Разбор программы «Лабиринт» с использованием правила «правой руки». |
28 | Программа «Лабиринт» с использованием правила «правой руки». ПР: конструирование и программирование робота. |
29 | Программа «Лабиринт» с использованием правила «правой руки». ПР: конструирование и программирование робота. |
30 | Программа «Лабиринт» с использованием правила «правой руки». ПР: конструирование и программирование робота. |
Подготовка и проведение соревнований (4 часа) | |
31 | Подготовка к соревнованиям и выставкам |
32 | Подготовка к соревнованиям и выставкам |
33 | Соревнования |
34 | Соревнования |