Рабочая программа курса “Финансовая грамотность” 5-7 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.

 Место курса в образовательной системе:

  • курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
  • курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
  • курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;  
  • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
  • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет; • экономические отношения семьи и государства;
  • человек и финансовые организации;
  • собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчётами;
  • кейсы по экономике семьи;
  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
  • построение графиков и диаграмм;
  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, 6 анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
  • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
  • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,  об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
  • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
  • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

  • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
  • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики 8 семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
  • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
  • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Учебно-тематический план

Номер темыТема занятияВид занятияКол. часов
5-6 классы
Введение в курс «Финансовая грамотность»4
1Почему важно развивать свою финансовую грамотностьМастерская портфолио1
2От чего зависит благосостояние семьиПостановка учебной задачи1
3Учимся оценивать финансовое поведение людейПостановка учебной задачи1
4Учимся оценивать своё финансовое поведениеПостановка учебной задачи1
Модуль 1. Доходы и расходы семьи15
5Деньги: что это такоеПрактикум1
6Учебные мини-проекты «Деньги»Защита проектов1
7Из чего складываются доходы семьиПрактикум1
8Учимся считать семейные доходыПрактикум1
9Исследуем доходы семьиМини-исследование1
10Учебные мини-проекты «Доходы семьи»Защита проектов1
11Как появляются расходы семьиПрактикум1
12Учимся считать семейные расходыПрактикум1
13Исследуем расходы семьи 1
14Учебные мини-проекты «Расходы семьи»Защита проектов1
15Как сформировать семейный бюджетПрактикум1
16Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»Занятие-игра1
17Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»Защита проектов1
18Обобщение результатов изучения модуля 1Контроль знаний1
19Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»Выставка портфолио1
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься10
20Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититьсяПрактикум1
21Что такое страхование и для чего оно необходимоПрактикум1
22Что и как можно страховатьПрактикум1
23Ролевая игра «Страхование»Занятие-игра1
24Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоитМини-исследование1
25Как определить надёжность страховых компанийПрактикум1
26Как работает страховая компанияУчебная экскурсия1
27Учебные мини-проекты «Страхование»Защита проектов1
28Обобщение результатов изучения модуля 2Контроль знаний1
29Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»Выставка портфолио1
30-34Резервные часы 5
Всего34
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют16
1Могут ли люди быть финансово независимыми от государстваПостановка учебной задачи1
2Что такое налоги и почему их надо платитьПрактикум1
3Какие бывают налогиПрактикум1
4Учимся считать налогиПрактикум1
5Ролевая игра «Считаем налоги семьи»Занятие-игра1
6Сравниваем налоги граждан разных странПрактикум1
7Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государстваМини-исследование1
8Как работает налоговая службаУчебная экскурсия1
9Учебные мини-проекты «Налоги»Защита проектов1
10Что такое социальные пособия и какие они бываютПрактикум1
11Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФПрактикум1
12Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»Занятие-игра1
13Исследуем, какие социальные пособия получают людиМини-исследование1
14Учебные мини-проекты «Социальные пособия»Защита проектов1
15Обобщение результатов изучения модуля 3Контроль знаний1
16Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»Выставка портфолио1
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес17
17Для чего нужны банкиПрактикум1
18Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем домаПрактикум1
19Какие бывают вкладыПрактикум1
20Что такое кредиты и надо ли их братьПрактикум1
21Изучаем сайт Центрального банка РФПрактикум1
22Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семьяМини-исследование1
23Как избежать финансовых потерь и увеличить доходыПрактикум1
24Как работает банкУчебная экскурсия1
25Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»Защита проектов1
26Что мы знаем о бизнесеПрактикум1
27Как открыть фирмуПрактикум1
28Для чего нужны бизнес-инкубаторыУчебная экскурсия1
29Ролевая игра «Открываем фирму»Занятие-игра1
30Что такое валюта и для чего она нужнаПрактикум1
31Учимся находить информацию о курсах валют и их измененияхПрактикум1
32Обобщение результатов изучения модуля 4Контроль знаний1
33Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»Выставка портфолио1
34Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»Итоговый контроль1
Всего34

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.