Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.
Место курса в образовательной системе:
- курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
- курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
- курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет; • экономические отношения семьи и государства;
- человек и финансовые организации;
- собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- кейсы по экономике семьи;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
- построение графиков и диаграмм;
- мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, 6 анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики 8 семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учебно-тематический план
Номер темы | Тема занятия | Вид занятия | Кол. часов |
5-6 классы | |||
Введение в курс «Финансовая грамотность» | 4 | ||
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | Мастерская портфолио | 1 |
2 | От чего зависит благосостояние семьи | Постановка учебной задачи | 1 |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | Постановка учебной задачи | 1 |
4 | Учимся оценивать своё финансовое поведение | Постановка учебной задачи | 1 |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи | 15 | ||
5 | Деньги: что это такое | Практикум | 1 |
6 | Учебные мини-проекты «Деньги» | Защита проектов | 1 |
7 | Из чего складываются доходы семьи | Практикум | 1 |
8 | Учимся считать семейные доходы | Практикум | 1 |
9 | Исследуем доходы семьи | Мини-исследование | 1 |
10 | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | Защита проектов | 1 |
11 | Как появляются расходы семьи | Практикум | 1 |
12 | Учимся считать семейные расходы | Практикум | 1 |
13 | Исследуем расходы семьи | 1 | |
14 | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | Защита проектов | 1 |
15 | Как сформировать семейный бюджет | Практикум | 1 |
16 | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | Занятие-игра | 1 |
17 | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | Защита проектов | 1 |
18 | Обобщение результатов изучения модуля 1 | Контроль знаний | 1 |
19 | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | Выставка портфолио | 1 |
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 10 | ||
20 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | Практикум | 1 |
21 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | Практикум | 1 |
22 | Что и как можно страховать | Практикум | 1 |
23 | Ролевая игра «Страхование» | Занятие-игра | 1 |
24 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | Мини-исследование | 1 |
25 | Как определить надёжность страховых компаний | Практикум | 1 |
26 | Как работает страховая компания | Учебная экскурсия | 1 |
27 | Учебные мини-проекты «Страхование» | Защита проектов | 1 |
28 | Обобщение результатов изучения модуля 2 | Контроль знаний | 1 |
29 | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | Выставка портфолио | 1 |
30-34 | Резервные часы | 5 | |
Всего | 34 | ||
7 класс | |||
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 | ||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | Постановка учебной задачи | 1 |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить | Практикум | 1 |
3 | Какие бывают налоги | Практикум | 1 |
4 | Учимся считать налоги | Практикум | 1 |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | Занятие-игра | 1 |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран | Практикум | 1 |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | Мини-исследование | 1 |
8 | Как работает налоговая служба | Учебная экскурсия | 1 |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги» | Защита проектов | 1 |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | Практикум | 1 |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | Практикум | 1 |
12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | Занятие-игра | 1 |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | Мини-исследование | 1 |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | Защита проектов | 1 |
15 | Обобщение результатов изучения модуля 3 | Контроль знаний | 1 |
16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | Выставка портфолио | 1 |
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 17 | ||
17 | Для чего нужны банки | Практикум | 1 |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | Практикум | 1 |
19 | Какие бывают вклады | Практикум | 1 |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | Практикум | 1 |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | Практикум | 1 |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | Мини-исследование | 1 |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | Практикум | 1 |
24 | Как работает банк | Учебная экскурсия | 1 |
25 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» | Защита проектов | 1 |
26 | Что мы знаем о бизнесе | Практикум | 1 |
27 | Как открыть фирму | Практикум | 1 |
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | Учебная экскурсия | 1 |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | Занятие-игра | 1 |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | Практикум | 1 |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | Практикум | 1 |
32 | Обобщение результатов изучения модуля 4 | Контроль знаний | 1 |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | Выставка портфолио | 1 |
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | Итоговый контроль | 1 |
Всего | 34 |