Памятка. Профилактика суицидального риска обучающихся

Признаки суицидального поведения:

  • Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких (грубые слова, протест, игнорирование, порча имущества и т.д.).
  • На руках появляются неглубокие порезы в виде насечек, порезы в виде кита, бабочек, иных форм.
  • Дети совершают опрометчивые и безрассудные поступки (например, превышение скорости на мопеде, прыжки с обрыва, ходьба по перилам балкона на высоте, пробегание перед быстро движущейся машиной, исчезновение на длительный период времени – до 24 часов и т.д.).
  • Возможно чрезмерное употребление алкоголя или таблеток.
  • Посещение врача без очевидной необходимости, частые жалобы на головную боль, боль в животе («медвежья болезнь») без видимых оснований.
  • Расставание с дорогими вещами или деньгами (раздаривает).
  • Приобретение средств для совершения суицида (например, в доме появилась крепкая веревка. На вопрос зачем, дети находят убедительные ответы. Могут прямо сказать: «Вешаться». Родители в первом случае, безоговорочно, верят, во втором случае – принимают слова за шутку).
  • Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу (завершают все ранее оставленные дела, приводят свои вещи в порядок, стирают всю информацию с компьютера, планшета, телефона и т.д.).
  • Пренебрежение внешним видом (перестают следить за собой).
  • «Туннельное» сознание (не видят и не пытаются найти вариантов решения проблемы, думают только о проблеме).
  • Уверения в беспомощности и зависимости от других.
  • Прощание («прощайте», «не поминайте лихом», «будьте счастливы» и т.д. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни)
  • Разговоры или шутки о желании умереть.
  • Сообщение о вовлеченности в «группу смерти», в «игру», о конкретном плане суицида.
  • Двойственная  оценка значимых событий (например: «это очень плохо, что так хорошо»)
  • Медленная, маловыразительная речь.
  • Высказывания самообвинения.
  • Безнадежность.
  • Переживание горя.
  • Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль, потеря вкуса к жизни, интереса к любимым занятиям и т.д.
  • Вина или ощущение неудачи, поражения.
  • Чрезмерные опасения или страхи.
  • Чувство собственной малозначимости.
  • Рассеянность или растерянность и другие.

Как помочь:

  • УСТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ

Ребенку необходимы ограничения, запреты – чтобы он понимал, как себя вести. Зачастую дети намеренно действуют вызывающе (кражи, порча чужих вещей, попытки суицида), чтобы нащупать «предел допустимого». Их эпатажные поступки – бессознательный призыв к взрослым: поругайте, скажите, что дальше некуда! Мы должны погасить ощущение вседозволенности и безнаказанности. Но ограничений не должно быть много: для подростка, например, приход домой не позже 11 вечера, абсолютный запрет на наркотики и алкоголь.

  • ДАТЬ СВОБОДУ

В периметре установленных нами границ дети должны чувствовать себя свободными. Надо давать ребенку возможность поскучать, помечтать, побездельничать, не дергать его по пустякам, не рыться в его вещах, не вламываться в его комнату в любое время дня и ночи, с уважением относиться к его выбору – книг, фильмов, музыки, друзей.

  • ЛЮБИТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ, а именно  
  • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  • Будьте внимательным слушателем
  • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  • Помогите определить источник психического дискомфорта
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  • Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Уважаемые родители! Ребенок никогда не совершит суицид, если у него есть поддержка и тот человек, к которому он может обратиться, когда ему очень плохо!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.