Компьютерная мышь

Содержание 

Введение
Первая мышь
Шаг в эволюцию
Существует три типа мышей
Другая важная характеристика мыши
Разрешении и отсчеты
Интересная разновидность мыши
Заключение
Список литературы

Введение

Все мы уже привыкли к тому, что рядом с компьютером находится небольшое устройство с длинным кабелем (или без него), называемое мышью. Мышь совершенно намертво вписалась в концепцию современного компьютерного интерфейса и хотя присутствия ее особо не замечаешь, зато в отсутствие не знаешь, что делать. Что уж говорить про геймеров. Между тем, активно использовать это средство ввода информации начали не больше 15-20 лет назад, то есть только после появления и широкого распространения графических оболочек операционных систем. И хотя устройство это весьма простое, лежащие в его основе технологии и сама история появления очень интересны.

Первая мышь

Первая мышь появилась относительно давно, еще в 1964 году. Придумал это устройство американский изобретатель Дуглас Энджелбарт, работавший тогда в Исследовательском центре улучшения человека в Стэндфордском исследовательскоминституте.
Собственно, мышь была одним из побочных продуктов разработки Энджелбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция оконного интерфейса, и мышь стала одним из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась еще в 1963 году, а в 1964-м был изготовлен первый действующий прототип (сам Энжельбарт говорит, что первые мысли насчет подобного устройства появились у него еще в 1951 году). Прототип представлял собой деревянную коробку ручной работы, внутри которой находились два перпендикулярных колеса и кнопка. При движении мыши колеса катились по столу и позволяли узнать направление перемещения устройства и его размер. Эти данные преобразовывались в перемещение курсора на экране. Кстати, именно Энджелбарт дал новому устройству прозвище мышь, потому что “у него с одной стороны был хвост”. Другим вариантом названия был “жук” – за форму корпуса, но он, возможно, к счастью, не прижился. В 1968 году состоялась первая публичная демонстрация системы NLS и, вместе с ней, прототипа мыши. К тому времени она обзавелась уже тремя кнопками. В 1970 году Энджелбарт получил на мышь, а точнее, на “индикатор координат x и y для дисплейной системы” патент. Однако та мышь была весьма далека от современной.

Шаг в эволюцию

Следующий шаг в эволюции мыши произошел в 1972 году в легендарном исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто, в котором сделали первые шаги очень многие из современных компьютерных технологий. Улучшенная версия мыши для Xerox была создана Биллом Инглишем, перешедшим в PARC из лаборатории Энджелбарта (кстати, именно он в свое время изготовил прототип первой мыши по эскизам Энджелбарта). В частности, два больших колеса были заменены одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов уже внутри мыши. Дизайн корпуса тоже стал больше напоминать современные мыши.

Хотя мышь все еще оставалась достаточно экзотическим устройством, к началу 80-х годов началась ее коммерциализация. В 1983 году существовало уже порядка 10 компаний, производивших и продававших различные модели компьютерных мышей. Часть из них была основана бывшими сотрудниками лаборатории Энжельбарта или PARC. Что интересно, мышь в те времена отнюдь не была почти бесплатным приложением к компьютеру. Например, мыши компании The Mouse House, основанные на дизайне и патентах Xerox, стоили порядка $400 !!! (плюс около $300 !!! за интерфейсную плату, к которой подключалась мышь). Вызвано это было тем, что мышь имела достаточно сложное механическое устройство. К тому же, такие мыши были не очень надежны. В общем, мышь хотя и стала, так сказать, “официально признанным” периферийным устройством, все еще оставалась, в основном, уделом исследователей и разработчиков новых компьютерных технологий, но отнюдь не пользователей.

Традиционная мифология компьютерной индустрии утверждает, что в массы мышь была запущена компанией Apple. Во время визита в Xerox PARC в 1979 году Стив Джобс увидел мышь и решил, что она обязательно должна быть использована в компьютерах Apple. После чего Apple ударными темпами разработала мышь для своих компьютеров Macintosh и Lisa и выпустила их на рынок. На самом деле работы над интерфейсом Macintosh и Lisa к тому времени в Apple уже велись, а многие из разработчиков до этого бывали и в PARC, и у Энджелбарта, так что мышь Xerox отнюдь не была для Apple откровением. Другой вопрос, что именно Apple привела мышь из лаборатории к пользователю. Впрочем, сделала это она при помощи небольшой дизайнерской компании Hovey-Kelley Design. Именно ей Джобс заказал создать мышь, работающую так же, как существующие, но намного более неприхотливую (то есть, надежную и работающую в руках пользователя без университетского диплома в области электроники и компьютерных технологий) и с себестоимостью порядка $20-30. Задача, скажем прямо, весьма нетривиальная, но Hovey-Kelley Design с ней успешно справилась.
В результате мозгового штурма Hovey-Kelley мышь вместо небольшого стального подшипника в сложной механической подвеске обзавелась большим резиновым шаром, свободно катающимся в корпусе. Хитрая (и дорогая) система кодирующих колес и ненадежных электрических контактов сменилась простыми оптоэлектронными преобразователями и колесиками со щелевыми прорезями. Опять же, в Hovey-Kelley решили использовать литой пластиковый корпус, в котором все необходимые детали четко крепились на своих местах. Таким образом можно было отказаться от прецизионной обработки корпусов и ручной сборки – теперь мышь мог собрать любой рабочий на конвейере. В результате Apple получила именно то, что заказывала – надежное и недорогое устройство, которое стало одной из причин ошеломляющего успеха Macintosh, вышедшего на рынок в 1984 году.

Существует три типа мышей:

Механические: В них основным элементом являются датчики, отслеживающие движение шарика. Датчики механические, отсюда и название мышей. В результате этого движение мыши происходит не так плавно, да и долговечность ее тоже невелика. Поэтому, так как качество их оставляет желать лучшего, а себестоимость не намного ниже оптомеханических мышей, практически все производители прекратили их выпуск.

Оптомеханические: Аналогичны механическим, но движение шарика отслеживаются оптическими датчиками. Такие мыши довольно надежны, универсальны (могут работать на любой ровной поверхности, дешевы, поэтому получили очень большое распространение, и обычно используются именноони.

Оптические: Оптическая мышь посылает луч на непрозрачную поверхность,а после отражения луч поступает обратно в мышь и там анализируется электроникой, которая в зависимости от характеристик полученного сигнала и отслеживает два направления движения мыши, основываясь либо на углах падения, либо на каких-либо других признаках. Преимущество такой мыши – очень высокая надежность, достоверность и плавность,движения.
Надо сказать, что первые оптические мыши появились достаточно давно – еще во времена все той же Xerox PARC. Но тогда обычные мыши явно выигрывали у них по технологичности, качеству и удобству (ранние модели оптических мышей работали только на специальных ковриках, разлинованных специальной цветной сеткой), так что массовое распространение оптические мыши получили только после достаточного развития электроники. Когда стало возможно упаковать в небольшой корпус быстродействующую камеру и достаточно мощный процессор для обсчета кадров, причем сделать это дешево, – тогда оптические мыши и вышли на массовый рынок. Обязаны мы этим радостным событием, произошедшим в 2001 году, компаниям Agilent (производитель электроники) и Logitech.

Кстати, не так давно эта парочка, продолжающая плодотворно сотрудничать, представила следующее поколение оптических мышей, – мышь лазерную. Вышедшая в 2004 году модель Logitech MX 1000 представляет собой, в общем-то, ту же оптическую мышь, только вместо банального светодиода оснащенную маломощным полупроводниковым лазером. За счет того, что лазер излучает когерентный свет, новая мышь может “рассмотреть” детали даже на такой поверхности, где обычной оптической это не под силу. Она способна работать на полированных поверхностях и даже на стекле. И при этом обеспечивает большую точность позиционирования.

Другая важная характеристика мыши

Способ ее подключения к РС, то есть интерфейс. Раньше в основном использовался COM-интерфейс, теперь же стандартным является PS/2. Особой разницы между ними не наблюдается, но к порту PS/2 подключить все равно не удастся ничего, кроме мыши, поэтому предпочтительней мыши с 6-контактным круглым разъемом PS/2. Надо только отметить, что в очень старых компьютерах такого разъема нет, и тут выход один – мышь для COM-порта с 25- (реже) или 9-контактным гнездом на конце кабеля.

Есть также USB-мыши, рассчитанные на работу с шиной USB. Они лучше других, потому что, во-первых, обеспечивают большее количество отсчетов в единицу времени (об этом дальше), а, во-вторых, их можно включать при работающем компьютере, что особенно важно для владельцев портативных PC. Правда, мышки для COM-порта тоже приспособлены для горячего подключения, но вот в случае с PS/2 это хотя и можно, но не нужно по тем соображения, что так очень легко спалить порт.

Разрешении и  отсчеты

Разрешение мыши измеряется в dpi и показывает, сколько отсчетов (импульсов, на которые разбивается пройденное расстояние) совершает мышь при прохождении одного дюйма. Естественно, чем больше, тем лучше, так как большее разрешение позволяет более точно позиционировать курсор, а движение курсора становится более плавным. Нормальное разрешение мыши составляет 200-900 dpi. При этом точность, естественно, зависит от разрешения экрана монитора и выбранной скорости движения. Кстати, увеличение скорости путем выставления соответствующей опции в панели управления не связано с увеличением dpi, как считают некоторые, просто драйвер сопоставляет одному отсчету большее количество экранных пикселов. При работе в низких разрешениях это не так существенно, но вот при больших разрешениях курсор начинает двигается заметными скачками, что очень раздражает, особенно при работе с мелкими объектами, поэтому либо приобретайте хорошую мышь, либо ставте низкое разрешение, либо уменьшайте скорость перемещения указателя.                                              .
Другое дело, сколько отсчетов мышь может сделать за секунду. Это уже зависит не от мыши, а от интерфейса. У мышей с интерфейсами COM и PS/2 это число равно 40, а у USB больше 100. Этот параметр указывает, насколько плавно указатель мыши может двигатся при быстрых ее перемещениях (именно быстрых перемещениях самой мыши). При медленных перемещениях этот параметр не имеет особого значения, так как и 40 отсчетов в секунду вполне хватает, но вот при игре, скажем, в Unreal Tournament или Сounter-Strike (особенно на профессиональном уровне), это очень даже существенно.Если вам не нравятся хвостатые зверьки, то существуют и бесхвостые породы мышей. Они могут использовать либо инфракрасное, либо радиоизлучение. Последние, конечно, лучше, так как могут работать и при отсутствии прямой видимости с приемопердатчиком.
Стандартная мышь имеет три кнопки. Очень распространены двухкнопочные мыши, так как третья кнопка практически не используется. Но большинство мышей имеет и другие полезные и не очень дополнения. Чаще всего это колесико, позволяющее прокручивать содержимое окна. Еще на мыши могут быть дополнительные кнопки (от 1 до 40), которым можно приписывать разные функции.

Интересная разновидность мыши 

Еще одной интересной разновидностью мышки является ее видоизменение в виде телефона – мышефон. Телефон там самый обычный, включается в обыкновенную телефонную розетку. Чтобы от мыши не отходило два провода, их обычно объединяют в один, а разделение на телефонный кабель и собственно кабель мыши происходит в отдельном небольшом блоке, к которому все и подключается. Говорить можно с помощью громкой связи, не отвлекаясь от основного занятия, для этого у “мышетелефона” есть динамик и микрофон. Такое оригинальное решение представляет очень хорошую альтернативу как обычному, так и миниатюрному телефонному аппарату, который, например, вешается на монитор. Так как в этих устройствах нет ничего сложного и дорогого, то стоят они тоже относительно недорого (примерно столько же, сколько телефон с такими же функциями и аналогичная мышь), поэтому такие мышки могут быть очень полезными для тех пользователей, которые любят поговорить по телефону не отрываясь от экрана.
Небольшой разновидностью мышеподобных манипулятором является трэкбол (Trackball), который по сути та же мышь, только перевернутая. Передвижение курсора осуществляется движением шарика (точнее, шара, так как размеры его побольше, чем у мыши). Он представляет хорошую альтернативу для тех пользователей, чей стол заставлен кофейными чашками и прочей утварью. Если вы и есть такой пользователь, то обратите внимание, чтобы корпус был достаточно массивным и не скользил по столу, а шар большим. Считается, что трэкболы особенно удобны при работе с графическими программами, так как позволяют более точно позиционировать курсор. Может показаться несколько странным, но трекболы тоже бывают беспроводными.   

Заключение

Сейчас мышь оснащают дополнительными настраиваемыми кнопками, всякими примочками вроде биометрических сенсоров, считывателей флэш-карт и т.д. Выпускаются даже мыши со встроенными вентиляторами или мыши с подогревом, мыши с массажерами и мыши с обратной тактильной связью. А уж изощрений на тему формы грызуна и всяческого украшательства – просто не счесть.